Стекольные мастерские IV —VII вв.

Все мастерские открыты и изучены задолго до того, как они стали предметом нашего исследования. В ряде случаев правильное понимание комплекса находок пришло лишь со временем. Заметим, что ревизия, коррекция и пополнение наблюдений возможны лишь тогда, когда интересующий нас объект был музеефицирован, как например, в болгарских городах Эскус или Велико Тырново. Однако и в этих случаях не все просто: музеефицируют преимущественно печи, все остальное, и том числе описание культурного слоя, топография и стратиграфия находок, сохраняется лишь в полевой документации, а многие черты производственного комплекса утрачены навсегда. Невыполнимость утрат —одна из причин тою, что последовательное изучение стекольных мастерских почти невозможно вести по единому плану. Неравномерность, с которой изучены мастерские, —своего рода следствие, которое отсюда вытекает.

План изучения, выбор приемов и методов исследования определяют, с одной стороны, объективные условия: степень сохранности комплекса, точность его фиксации в поле, надежность первоначальной интерпретации, направление последующих кабинетных и лабораторных работ, общая степень изученности памятника; с другой стороны, немалую роль играют субъективные факторы, в том числе научные интересы исследователя, открывшего мастерскую, его энтузиазм и организаторские способности.
Такое положение нужно принимать как некую данность. Химический состав стекла — единственная характеристика, которую можно восстановить без большого груда. Для этого достаточно отобрать пробы, руководствуясь специальной программой. Пробы, предназначенные для дальнейшего химико-технологического исследования, отражают не только специальные интересы историка стекла. Интерес к отдельным вещам, редким или просто любопытным, заставляет изучать состав вещей, которые своим происхождением не связаны с мастерской; происхождение таких вещей, напротив, надо установить. Подобное обстоятельство, которое почти никогда не удается обойти, заставляет разработку основного сюжета предварять рассмотрением состава всех стекол, найденных на памятнике. Такое рассмотрение необходимо, поскольку собственная продукция мастерской, естественно, растворена среди однородных изделий, найденных на памятнике. Из такого рассмотрения неумолимо следует вывод, что продукция каждой известной мастерской предназначалась не столько и не только для данного пункта, а для некоторого рынка, размеры и характер которого установить почти не удается.

Химический состав стекла, размеры мастерской, вернее, площадь, занятая ее остатками, и сама география мастерских —вот те немногие основания, на которых можно строить проверяемое представление о мастерских, в котором участвует элемент объективного знания о предмете.
Сказанное выше — своего рода предварительные замечания, которые удалось сформулировать лишь после того, как часть работы, посвященная мастерским, была сделана. Замечания, призванные предварять дальнейшую работу, являются, по существу, ее продолжением. Это анализ и осознание научной интуиции, которая и определяла порядок исследовательских процедур па первом этапе работы. Эти замечания можно рассматривать как некоторое методологическое приобретение. Оно еще раз подчеркивает справедливость тот подхода, при котором отдастся предпочтение химико-технологическому анализу древних стекол. Далее из опыта следует, что результаты анализов необходимо дополнительно обрабатывать, чтобы, во-первых, извлечь новую информацию, во-вторых, разместив результаты обработки на корреляционном ноле, сделать сами анализы легкообозримыми и сравнимыми.
Графическая форма представления результатов в итоге дополнительной обработки обретает значение одного из инструментов исследования древних стекол. Этот инструмент достаточно производителен и прост в применении. Выводы о сходстве - несходстве, родстве не родстве стекол, изучаемых с его помощью, легко проверить, их нетрудно интерпретировать не только в производственном, но и в историко-культурном плане.

Позднеантичные и ранневизантийские мастерские

Мастерская на вилле Бела Вода

Позднеантичная вилла Бела Вода находилась к западу от современного болгарского города Перник. Раскопки виллы, которыми руководит Венеция Любенова, ведет Исторический музей в Перинке.
Характер находок (большое количество деформированных жаром обрезков стекла и обломков сосудов, стеклянные капли; бесформенные слитки и комки стеклянных полос, которые встречались по всей раскопанной площади виллы, но преимущественно в юго-восточной части, в районе XII постройки) допускал мысль о существовании па вилле стекольной мастерской. Более подробные данные о топографии находок из стекла, о планиграфии, стратиграфии и истории производственного комплекса можно найти в работах В.Любеновой.

Рассмотрим результаты анализов изделий и брака. Обработаем результаты анализов по принятой нами схеме. Все стекла (бесспорные отходы и готовые изделия) изготовлены из одинакового сырья (соды и доломитизированных известняков), но по разным рецептурным нормам. Если следовать нашей гипотезе, то мастера, применяющие разные рецептурные нормы, не могут работать в одной мастерской. Нужно рассмотреть версию, согласно которой обитатели виллы Бела Вода употребляли стекло не только собственного изготовления, ко и купленное за ее пределами. В таком допущении нет ничего невероятного. Обломок стекла, именуемый «отход производства» (обр. № 1), изготовлен по рецептурной норме, равной 2. Плоское стекло (обр. № 2) имеет с ним одинаковый (в пределах доверительных интервалов) состав. Если пренебречь величиной различий в рецептурной норме в 0,03 и 0,05, то образцы №5 и 7 (дно рюмки и край лампы) можно считать изделиями этой мастерской. Представим расчеты в виде корреляционного поля.
Руководствуясь сходством составов, можно исчислить возможную продукцию мастерской. К числу местных изделий нужно отнести бутылки, рюмки, лампы (2,3, 7) и прямоугольное окопное стекло.
Лампа из тем но - оливкового стекла с синими каплями, обр. №8 —рецептурная норма, равная 2,5), безусловно, привозная. Привозными следует считать оконное стекло (№ 3) и лампу с каплевидным дном (№6). Плоское стекло (обр. №9) и обе лампы (обр. № 10, 11), в том числе из оливкового стекла (обр. №11), найденные в Кракре, одинакового провинциально - римского изготовления, примерно того же, что и лампа, найденная на вилле в Белой Воде; подобная лампа, найденная в Арбанасе (эмгюрий римского времени), расположенном к северу от Перинка, изготовлена в столично - римских традициях стекловарения. Столично - римского происхождения должна бы быть бутылка из прозрачного стекла (обр. №13), сосуд (обр. №14) и оконное стекло (обр. №15) провинциально - римского происхождения.
Стеклянные изделии (оконное стекло и сосуды), происходящие из трех рассмотренных памятников IV —V вв., в основном привозные, изготовлены в мастерских, работавших в провинциально - римских и столично - римских традициях стекловарения. Изделия внешне практически неразличимы и, напротив, сходны настолько, что не раз возникал соблазн объединить их и на их основе характеризовать рынок сбыта и саму продукцию мастерской, существовавшей на вилле Бела Вода некоторое время. Состав и рецептурная норма, равная 2, стали критерием, с помощью которого можно отличать изделия мастерской, правда, лишь в рассматриваемой совокупности. Заметим, что от деятельности мастерской не осталось почти никаких следов.

Если итоги изучения химического состава в связи с морфологией представляются в данном случае малоперспективными в чисто археологическом плане, то историко - производственное значение полученных результатов достаточно велико. Перенесем итоги расчетов на корреляционное поле и разместим на нем гиперболы . Часть точек (№8-15) расположилась вблизи гиперболы, описывающей стекла, сваренные в традициях римскою стекловарения, и провинциального и столичного, о чем уже было сказано. Очевидно, что строгое следование римским нормам должно быть естественным для стекол римской эпохи. В этой логике отклонения от строгих римских норм возможны лить и двух случаях: если производство существовало за пределами основного региона или если оно существовало в иную эпоху, более позднюю (или (более раннюю).

Вилла Вела Вода расположена в пределах римской провинции Мезия, что снимает значение географического фактора и усиливает, следовательно, действие фактора времени. Вилла Бела Вода существовала в позднеримскую или в ранне византийскую эпоху. Деятельность мастерской, в продукции которой заметны черты, неизвестные ранее, в римское время, очевидно, можно относить к ранневизантийскому времени.
Главная новая черта так называемых ранне византийских стекал высокое, более 10%, содержание щелочных земель. Рецептурная норма чаще менее 2 (около 1,5), последнее соотношение близко к золотому сечению: 3 объема RО и 2 объема RO. Ранне византийские соловые стекла по своему местоположению на гиперболе 6 = 9 сходны с ближневосточными, от которых, однако, отличаются устойчивым применением соды (не залы) в качестве щелочного сырья. Стекла с такими признаками были известны и в римское время, но в той совокупности они занимали скорее периферийное положение . Значение подобных стекол в невизантийское время еще предстоит определить.
Результаты изучения состава стекол, найденных на вилле Бела Вода, следует поставить а связь с морфологией и попытаться уловить возможную границу между позднеримским и ранневизантийским стеклом.

Наиболее разработана хронология ламп с каплями синего стекла. Они известны с конца 3 в. и на протяжении всего IV в., лишь отдельные формы (но не те, которые найдены в Арбанасе, Кракре и на вилле Бела Вода) известны в V в. Три точки (№8,11,15) описывают лампы с каплями синего стекла, одна (№ 10) —лампу неизвестной формы, две (№9“12) —прямоугольное оконное стекло. Эти точки располагаются в непосредственной близости к гиперболе Ь = 6 в самой гуще скоплений точек стекол римского времени. Кроме тесной связи с гиперболой для этих стекол характерно такое содержание щелочных земель, которое никогда не достигает 10% и очень редко переходит 9 - процентный предел.
Продолжая мысль, можно в первом приближении, как говорят математики, сформулировать химическую характеристику ранневизантийских стекол: содержание щелочных земель выше 10%; связь с гиперболой Ь = 6 слабая, заметно приближение к гиперболе Ь = 9; на этом этапе —очевидное преобладание соды. Забегая вперед, заметим, что если этот признак получит статистическое подтверждение, то он может в дальнейшем послужить хорошей хронологической приметой. Отторжение от Византии египетских месторождений соды (в связи с арабскими завоеваниями) делает вероятным ожидание перемен: в византийском стекловарении доля стекол, сваренных на золе, в сравнении с содовыми, закономерно должна возрасти. Соотношение соды и золы в стекловарении Византии однажды, правда, в общих чертах, уже было рассмотрено . Эту тему нужно исследовать более детально, а сейчас рассмотрим морфологию и хронологию вероятных изделий мастерской на вилле Бела Вода. Оконное стекло изготовлено по технологии, называемой цилиндр - процесс, датируется широко. Ножка рюмки (N° 5) характерна для ранневизантийского времени (напомню, что имеются и виду 330 —630 гг.): многочисленные наблюдения позволяют не сомневаться и сказанном. Лампа (№7) также характерна для ранневизантийского времени. Возможно, что сочетание в едином производственном комплексе рюмок, бутылок, ламп и оконного стекла было характерно для некоторых мастерских ранневизантийского времени.
Таким образом, ранне византийское стеклоделие в его провинциальном варианте (напомню, что вилла Бела Вода расположена на территории диоцеза Мезия, которая была римской и оставалась византийской провинцией), характеризует такая технология стекловарения, при которой около 1/3 шихты составляют легкоплавкие фракции, в них в свою очередь щелочных земель более 10%. Номенклатура изделий объемлет оконное стекло и сосуды, среди которых доминируют лампы, рюмки и бутылки.
В. Любенова заметила, что на территории виллы нет ни остатков печей, ни скоплений отходов, ни стекловаренных горшков, ни какого-либо иного сора или свалки, оставшихся oт стекольной мастерской. Все находки —это так или иначе только часть культурного слоя, его примесь, особенно заметная в районе помещения XIV.
Пытаясь понять эти ее наблюдения, можно предположить, что, закончив работы, стеклоделы привели в порядок бывшее рабочее место, убрали сор, разобрали сооружения и т.д. Эти наблюдения можно будет проверить, продолжив изучение материалов, добытых во время раскопок других мастерских.

Мастерские в Крыму и на Боспоре

Мастерскую в Херсонесе Г. Д. Белов открыл в 1963 г. Материалы частично опубликовал автор раскопок |5], затем изучение материалов было продолжено. Обратимся к результатам, полученным ранее, и рассмотрим их под новым углом зрения.
Очень важен химический состав стекломассы применение соды, содержание щелочных земель (10,29%), рецептурная норма 1,82 и положение на корреляционном поле в окружении ранневизантийских стекол из мастерской на вилле Бела Вода —достаточные основания для того, чтобы считать, что в херсонесской мастерской стекло варили в согласии с ранневизантийскими нормами.
Оконное стекло и ножки двух рюмок изготовлены в провинциально - римских традициях стекловарения в какой то другой мастерской и привезены в Херсонес. Ножки рюмок, в большом числе найденные в заполнении подвала В и цистерны Г, безусловно, принадлежат тем сосудам, которые были сделаны в данной мастерской. Г. Д. Белой осторожно датировал мастерскую IV —V вв.; самая ранняя монета, найденная в комплексе, принадлежала Феодосию I (379 —395 гг.), самая поздняя —Зенону (474-475, 476-491 гг.). Это позволяет чуть смелее датировать мастерскую концом IV —V вв., подчеркивая ее принадлежность ранневизантийской эпохе.
В связи с датой мастерской уместно подчеркнуть, что набор изделий, изготавливаемых в мастерской, был ограниченным: рюмки, лампы, бутылки (некоторые на поддоне) и оконное стекло. Именно такое сочетание изделий характерно для цистерн и помещений, которые Г. Д. Белов раскопал позднее. Мастерская в Херсонесе и мастерская на вилле Бела Вода имели одинаковый производственный профиль, если можно так говорить о древней мастерской. Географическое положение (периферийное, провинциальное по отношению к византийской метрополии) еще более роднит обе мастерские.
Так же на периферии византийского мира была расположена мастерская на Боспоре (в поселке Ильич на Тамани), которую открыла и исследовала Э. Я. Николаева. Материалы из мастерской: продукция, обрезки и отходы, инструментарий и печи, дополненные химико-технологическими исследованиями, будут изданы отдельной книгой. В настоящей работе уместно привести первые результаты химико-технологического исследования.
Обработаем результаты анализов по принятой программе (таблица 6). Псе стекла, найденные вблизи мастерской, изготовлены на соде в соответствии с разными рецептурными нормами (N ~ 1, N —0,66, N = 1,5). Перенесем сведения о составе на корреляционное поле. Точки, которые представляют рассматриваемые стекла, сдвинуты вверх и влево по сравнению с теми, которые размещены на других таблицах. Семейство гипербол помогает понять, что составы стекол располагаются на продолжении гиперболы, которая в основной своей части описывала стекла, изготовленные в традициях римских, ближневосточных и египетских.
Принципы интерпретации, принятые нами, предписывают некоторые правила оценки. Точки, расположенные на продолжении гиперболы, согласно таким правилам, нужно считать генетически родственными тем, которые располагаются в основной ее части. Иными словами, стекла, найденные на Боспоре, изготовлены в неизвестных ранее традициях стекловарения, родственных традициям провинциально - римского мира. Возможно, что такие неизвестные ранее правила сложились и ходе эволюции провинциально - римского стекловарения. а также оконное стекло, очевидно, привозили. Химический состав изделий мастерской, будучи генетически связан с провинциально - римской школой, отличается более высоким содержанием щелочных земель.

Мастерская в Сандански (Болгария)

Современный город Сандански (округ Благоевград) находится на юго-западе от Софии. Этот город расположен па территории античного города. В ходе раскопок (1988-1989 гг.) открыты форум и прилегающие к нему кварталы, храм и т.д.
В связи с историей стеклоделия позднеантичного и ранневизантийского времени особенно интересны остатки конструкций, которые с момента их открытия В. Попона - Мороз связала с производством стекла. С открытием мастерской в Сандански возникли конкретно исторические вопросы: какие виды продукции создавали в мастерской; каким производственным традициям следовали мастера; как была организована работа именно в этой мастерской; какова роль, которую играли в пей остатки конструкций, исследованные археологически?
Для ответа на поставлены вопросы чисто археологические данные недостаточны. О том, какие виды продукции изготавливали в мастерской, можно судить по производственным отходам. Происхождение производственных традиций можно установить, зная химический состав стекла. Очень важно отделить «местные» изделия от подобных им, но изготовленных в другом месте. Производственную специализацию мастерской можно установить, если известен состав и произведены необходимые технологические сопоставления.
Рассмотрим состав некоторых стеклянных изделий. В. А. Галибин сделал 14 анализов позднеантичных и ранне средне вековых изделий, из которых часть может быть (или должна быть) обязана своим происхождением открытой мастерской. Изучен состав грех мозаичных кубиков (ап. 546:35-37), оконного стекла (ан. 546:42), двух ламп (ап. 546:43,44), двух рюмок (ан. 546:45,53), трех осколков от сосудов (ан. 546:46,50,51), капли стекла (ан. 546:47), осколка (ан. 546:49) и предмета, условно названного нами слиток А (ан. 546:52).
Слиток А —это большой фрагмент предмета округлой формы . Верхняя поверхность выпуклая, гладкая (образована за счет поверхностного натяжения), нижняя выпукло-вогнутая, негладкая; край выпуклый. Размеры: высота в центре 3,7 см, у края —1,5 см, длина 11 см, ширина 8 см.
Примечательны следы и направления движения массы: в средней части слитка оно было остановлено и направлено в обратную сторону. Свою форму слиток приобрел в тот момент, когда масса находилась и пластичном (или жидком) состоянии. Момент этот был непродолжительным. Как следует из наблюдений, температура формования слитка была достаточной, чтобы ингредиенты, составляющие массу, смешались. размягчились и частично вступили в химическую реакцию, в результате которой образовалась почти однородная плотная масса с игольчатой, местами пористой структурой, неровно окрашенная с серо - желтый цвет, с большим удельным весом (взвешивание не было произведено).
Очевидно, что регулярная форма, размер и соответственно вес были приданы слитку специально. Этот слиток не что иное, как готовый продукт какого-то производства. Возникла догадка, что рассматриваемый слиток —фритта, которой придан специальный вид.

Анализ, который сделал В. А. Галибин (Приложение И, №546:52), зафиксировал в составе металлическую основу и в нужном количестве все необходимые стеклообразующие (и обесцвечиватель, окись марганца 2,2%). Результат анализа подтвердил догадку, и предположение стало научным фактом: вблизи остатков печи найден кусок фритты, которая имела некоторую форму, размер и вес. (Фрагмент другою слитка фритты выставлен в музейной витрине в Сандански.) Можно сказать, что фритта найдена в таком виде, который позволяет относить находку к числу специально созданных вещей и считать отформованную фритту новой археологической категорией.
Сама идея —придать определенный вид промежуточному продукту стекловарения —заслуживает внимания. Хорошо известно, что и в древности и в средневековье всякой продукции придавали «товарный пил»: сплавы цветных металлов, индийский вутц (сталь для дамасских сабель), товарные крипы. штуки тканей и т.д. имели определенный вид, форму, меру, пес и маркировку.
Если фритте придают запоминающийся вид и форму, то, может быть, и она была товаром? В таком случае находку фритты товарного вида из Сандански можно было бы считать археологической сенсацией. хотя бы потому, что подобные находки не привлекали внимания специалистов ранее.

Недвижимость всегда в моде. К вашим услугам Коттеджный поселок «БЕРЕГ УДАЧ»! Продажей участков по Симферопольскому шоссе занимаются на сайте beregudach.ru.